Художник в 27 лет создает одно из главных произведений эпохи — «Постоянство памяти». Полотно так и плывет в загадках: расплавленные часы, муравьи и муха. И у всего есть своя символика — шифр, который нужно разгадать.
Мягкие часы
Дали в картине трижды изобразил часы: прошлое, настоящее и будущее. Текучесть этих часов восходит к идеям Гераклита, который выдвигал теорию, что время измеряется течением мысли. «Часы» Дали — это символ субъективного восприятия времени, ее нелинейности и произвольного течения. Все это проявляется в их внешнем виде и в их неспособности равномерно заполнить пространство.
Твердые часы
Часы в левом нижнем углу — единственные часы в твердой форме. Они кишат муравьями и выступают в качестве «линейного времени», которое пожирает само себя. Насекомые — символ гниения и разложения. Их образ преследовал Дали еще с детства, от вида некоторых он впадал в истерику. Кузнечики и вовсе были главной фобией художника.
Спящий художник
Дали изобразил себя в виде расплывшегося объекта с ресницами. «Сон это и есть смерть или по меньшей мере исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта».
Пейзаж
Дали писал:
«Здесь (на мысе Креус в Каталонии — прим. ред.), в скальном граните воплощен наиважнейший принцип моей теории параноидальных метаморфоз… Это застывшие, вздыбленные взрывом облака во всех своих бесчисленных ипостасях, все новых и новых — стоит лишь чуть изменить угол зрения».
В море художник воплотил идею вечности, бессмертия. В высохшем дереве — античную мудрость. Зеркало для Дали — символ непостоянства. Оно отражает лишь то, что ему покажут.
Дезинтеграция постоянства памяти
Спустя двадцать лет Дали сменит концепцию и встроит известную картину «Постоянство памяти» в контекст нового изображения. Культовый образ «мягких часов» будет окружен ядерным мистицизмом, мир окажется расчлененным на блоки, а само пространство погружено в толщу воды.
Сальвадор Дали
Испанский художник за свою долгую жизнь создал более полутора тысяч художественных произведений. Он был из тех талантов, которые талантливы во всем: живопись, иллюстрации, графика, скульптуры, театральные декорации, костюмы и ювелирные украшения. Дали придумал и себя — от усов до истеричного поведения. Он видел много талантливых людей, которые эпоха не заметила. Он же не был готов проиграть битву и всегда напоминал о себе в самой эксцентричной из возможных форм.