Гороскоп

15 крутых режиссеров, которые начинали с клипов

Путь в большое кино тернист и полон неожиданностей. Некоторые режиссеры пошли по нему, начав со скромного пути клипмейкеров и дошли до своего имени на глянцевых афишах. Потому что круто делали даже маленькое кино на музыку и не боялись безвестности.

Добились своего! Дэвид Финчер

В конце 80-х Финчер стал сотрудником компании Propaganda Films, которая тогда выпускала более трети всех американских клипов. До того как снять «Семь», «Игру» и «Бойцовский клуб», он успел поработать с мегазвездами того времени. Пола Абдул и «Forever your girl», Джордж Майкл и «Freedom!», Мадонна и «Vogue» — далко не полный перечень его коротких, но таких крутых работ. Мадонна, кстати, считает что именно она открыла Финчера миру, потому что как ни крути, а этот клип был самым известным, культовым и скандальным.

Френсис Лоуренс

До крутых и самостоятельно сделанных «Константина: Повелителя тьмы» и «Я — легенда» Лоуренс ассистировал режиссерам и объединился со своим одноклассником Майком Розеном для съёмок клипов. В его послужном списке такие музыканты, как Aerosmith, Джанет Джексон, Бритни Спирс, Шакира, Леди Гага и Дженнифер Лопез. Все сделанное им у нас на слуху, не теряет актуальности и с удовольствием пересматривается. Например эффектный клип Backstreet Boys «The Call», про то, что врать нехорошо, или великолепное кино на песню Джастина Тимберлейка «Сry me a river».

Тимур Бекмамбетов

Если вспоминать о прошлом Бекмамбетова, то первым делом в памяти всплывают рекламные ролики Банка Империал, те самые про «До первой звезды нельзя» и «Кормить надо лучше, они и не улетят». Но у него и музыкальный опыт богатый. Так, с его легкой руки в ротацию телеканалов попали клипы Юлии Чичериной «Ту-лу-ла» и «Жара». Любовь к музыке у режиссера не остыла — «Дозорам» достался мощный саундтрек.

Спайк Джонз

Урожденный Адам Шпигель получил свою кличку Спайк Джонз в молодости, когда работал продавцом в магазине молодежной спортивной одежды. Возможно, талант будущего обладателя Оскара был бы похоронен под кучей футболок и кед, если бы не любовь Адама к фотографии, а затем и к видео. Спайк Джонз влился в нью-йоркскую уличную культуру и очень скоро одарил своими музыкальными видео группу Beastie Boys, среди которых выделяется знаменитый «Sabotage», следом подтянулись Бьорк, Fatboy Slim. Ролик «Praise You» последний, снятый в манере любительского видео, стал одним из самых популярных в 1998 году.

Мы выбрали для вас великолепный клип «Weapon of Choice» Fatboy Slim с чумовым танцем Кристофера Уокена. На большом экране Спайк Джонз запомнился не только хулиганствами в компании «Чудаков», но и философским «Быть Джоном Малковичем» и футуристической драмой «Она».

Гор Вербински

За добродушной внешностью толстяка Гора Вербински прячется тот еще бунтарь — свою молодость этот кинематографист посвятил достаточно смелым экспериментам, сотрудничая с рок-группами и электронщиками. Большинство названий команд, с которыми работал Вербински, вроде Vicious Rumors, Bad Religion или Monster Magnet, ничего не скажут современной молодежи, но просмотр даже одного ролика на песню «Negasonic Teenage Warhead» рассказывает о творческом кредо режиссера больше, чем десяток его развернутых интервью. Смотришь и понимаешь, откуда взялись «Мышиная охота» или «Мексиканец». Что уж говорить про «Пиратов Карибского моря» — это один большой клип с Джонни Деппом в главной роли.

Джонатан Глейзер

Британец Джонатан Глейзер, как и положено истинному джентльмену с Туманного Альбиона, имеет классическое театральное образование. Но в узких рамках сцены Джонатану сразу стало тесно, и он переместился на ТВ, где снимал короткометражные фильмы. Способом выплеска своего таланта Глэйзер выбрал музыкальные клипы и в 1997 году даже стал лучшим клипмейкером по версии канала MTV. За что? За «Universal» группы Blur, «Virtual Insanity» Jamiroquai и «Street Spirit» Radiohead. А «Rabbit in Your Headlights» группы UNKLE — это невероятная драматургия в одной сцене и двух с половиной минутах. В большом кино Глэйзер остается стоящим в стороне эстетом — его «Сексуальная тварь» произвела фурор, но своим в голливудском цеху не сделала. Та же история с «Побудь в моей шкуре».

Мишель Гондри

Фриковатый француз Мишель Гондри в музыкальное видео попал самым очевидным образом — он барабанил в одной из не слишком популярных команд и попутно делал для этой группы клипы. Странные полумультяшные-полуигровые ролики мало кто мог по достоинству оценить, но внимание на Гондри обратила певица Бьорк, после сотрудничества с которой режиссер стал известен всему миру. Самыми яркими работами Мишеля принято считать «Hyper-Ballad» Бьорк, «Around the World» Daft Punk и «Let Forever Be» The Chemical Brothers, но уверяем, погружение в видеографию Гондри точно затянет вас на несколько часов — клипов у него много и все хороши, как на подбор. В большом кино Гондри тоже не теряется, хотя вершиной для него остается «Вечное сияние чистого разума».

Джонатан Дэйтон и Валери Фэрис

Американская супружеская пара в середине 90-х творила на телеэкранах то, что для молодого поколения того времени было настоящим символом драйва, протеста, бесконечной энергетики. Клипы Дэйтона и Фэрис собрали гигантское количество наград, ролик «Tonight Tonight» The Smashing Pumpkins отхватил шесть призов канала MTV в 1996 году, а это лишь один из клипов этой группы, который снят этими режиссерами. Кроме того, Дэйтон/Фэрис активно сотрудничали с Red Hot Chili Peppers и Oasis. Фильмография тандема пока содержит лишь две картины: «Маленькая мисс Счастье» и «Руби Спаркс», зато какие.

МакДжи

Музыкальный продюсер Джозеф Макгинти Никол, взявший себе псевдоним МакДжи, мог бы никогда не появиться в Голливуде, если бы не его любовь снимать ролики для продюсируемых им исполнителей. Вскоре клиентура его, как режиссера, пополнилась уже более крепкими музыкантами, МакДжи снял клипы для Smash Mouth — «Walkin’ On the Sun» и для The Offspring — «Pretty Fly (for a White Guy)». Именно музыкальные видео МакДжи впечатлили Дрю Бэрримор, которая искала режиссера для переноса на большой экран сериала «Ангелы Чарли».

Рассел Малкэй

Имя австралийца Рассела Малкэя навсегда вписано в историю золотыми буквами — именно его детище, клип группы The Buggles на песню «Video Killed the Radio Star», стало первым музыкальным видео, запущенным на открывшем свое вещание канале MTV. Впрочем, это далеко не самая лучшая работа Малкэя — он снимал клипы для Стинга, Билли Джоэла и Элтона Джона. Последний сотрудничал с режиссером много лет, их связывает два десятка роликов, в том числе многими любимое видео «A Word In Spanish». Другой «большой любовью» Малкэя были Duran Duran, которым постановщик сделал клипы на песни с первых четырех альбомов. Кинозрителям же Малкэй, прежде всего, известен своими «Горцем», «Настоящей Маккой» и «Воскрешением» — настоящая классика.

Доминик Сена

Меткий глаз оператора американца Доминика Сена грешно было ограничивать в возможностях реализации. Сменивший глазок кинокамеры на рупор режиссера Сена моментально стал крайне популярным постановщиком видеоклипов — в его коллекции есть ролики Стинга (в том числе и феноменальный «Fragile») и Брайана Адамса, Майкла Болтона и Тины Тернер, The Sisters of Mercy и Fleetwood Mac. Наибольших же успехов Сена достиг, сотрудничая с Дженет Джексон, многолетняя коллаборация принесла обоим целый набор «Грэмми». На большом экране Доминик тоже оставил яркий запоминающийся след — его боевики и триллеры «Угнать за 60 секунд», «Белая мгла» и «Пароль «Рыба-меч» заслуженно любимы зрителями.

Тарсем Сингх


Уроженец Индии, проведший детство в Иране, Тарсем Сингх обладает столь выразительным визуальным стилем, что только ради того, чтобы понять его истоки, стоит обратиться к музыкальному прошлому этого режиссера. Снимать музыкальные видео Сингх начал еще в конце 1980-х, но самым большим его успехом стал ролик «Losing My Religion» группы REM, большое влияние на образы которого, по словам постановщика, оказал Андрей Тарковский своими фильмами. Затем было сексуальное видео Ванессы Паради «Be my baby», от которого голову потерял сам Джонни Депп, и сказочный мир «Sweet Lullaby» Deep Forest. В кино Тарсем дебютировал мистическим триллером «Клетка» и навсегда зарекомендовал себя волшебником красок и декораций.

Дэвид Слэйд

Карьера британца Дэвида Слэйда началась с музыкальных клипов для независимых молодых британских групп, особенное предпочтение он отдавал трио Muse — его руками сделаны «New Born» и «Bliss», например. Сотрудничеством с ним остались довольны Тори Амос и Роб Дуган, группы Stone Temple Pilots и System of a Down. На большом экране Слэйд дебютировал смелым независимым «Леденцом», а из последнего и крутого — «Ганнибал».

Марк Уэбб

Видеография Марка Уэбба настолько обширна, что его появление в большом кино многим показалось избыточным. Зачем? Разве он не реализовал себя в музыкальных видео? Действительно, в копилке Уэбба присутствуют Green Day с «Waiting», My Chemical Romance с «I’m Not Okay», Snow Patrol с «Chocolate», Fergie с «London Bridge», Maroon 5 с «Goodnight, Goodnight» и еще полсотни популярных на ТВ и в интернете композиций. Оказалось, что Марку Уэббу не хватало романтики, которую он от души залил и в свой дебют «500 дней лета», и в ребут «Человека-паука».

Антуан Фукуа


Клипмейкерская карьера Антуана Фукуа стартовала еще в начале 1990-х. Сняв несколько серьезных, глубоких роликов для малоизвестных музыкантов, молодой режиссер получил пропуск в мир самых популярных артистов того времени, чем не преминул воспользоваться. В копилке Фукуа «The Most Beautiful Girl in the World» Принса, «For Your Love» Стиви Уандера и «Gangsta’s Paradise» Кулио. На большом экране режиссер заявил о себе крутейшим триллером «Тренировочный день», «Падением Олимпа» и «Великим уравнителем».

Фёдор Бондарчук


Чтобы избежать тяжести сравнения с легендарным отцом, Федор Бондарчук оттачивал свое режиссерское мастерство в жанре, который в начале 90-х мало кем считался серьезным — вместо большого кино сын Сергея Бондарчука снимал музыкальное видео. Первым опытом для Федора стала визуальная нарезка для песни группы «Моральный кодекс» «До свидания, мама», которую и клипом-то назвать нельзя. Потом был крайне популярный ролик Натальи Ветлицкой «Посмотри в глаза», а дальше от желающих сняться у Бондарчука отбоя не стало. Все самые популярные исполнители середины 1990-х мелькнули перед камерой Федора для того, чтобы затем режиссер смог взяться за большое кино.

OK