Есть немало сложно приготовленных фильмов, они заставляют думать, решать головоломки, складывать кусочки их нелинейных повествований. Но в итоге они чаще всего оказываются решенными, понятыми и понятными. А бывают фильмы, которые даются далеко не всем.
Они не собирают больших касс, их не обсуждают с друзьями, не советуют знакомым, они не развлечение, а искусство. Но среди зрителей есть некий киноандеграунд, которому именно это и надо. Многосоставные шедевры, которые требуют нескольких просмотров в тишине и одиночестве, чтобы открыть в них едва уловимое и прекрасное.
Место под соснами / The Place Beyond the Pines (2012)
Во втором фильме Дерека Сиенфрэнса задействованы сразу два великолепных современных актера — Райан Гослинг и Брэдли Купер, которые делят в фильме только одну сцену. Многие из тех, кто начинал его смотреть, знали их как актеров из «Дневника памяти» и «Мальчишника в Вегасе» и имели соответствующие ожидания. И они не сбылись, потому что это глубокая и сложная драма о сыне, отце, грехах и прощении.
Незваный гость / L’intrus (2014)
Картина снята на основании автобиографического эссе современного французского философа Жан-Люка Нанси. История вертится вокруг умирающего старика, который покидает свой дом в поисках молодого сердца, для передадки. Очень тонкий сюжет, диалоги, замысловатые узоры камеры. Фильм пленяет визуально и отправляет его в эмоциональное путешествие. Не нужно пытаться полностью расшифровать это кинематографическое стихотворение, нужно сдаться и плыть. А плавать умеют не все.
Враг / Enemy (2013)
Джейк Джилленхол и Дени Вильнёв рассказывают историю о человеке, который встретил своего двойника. Один из них — учитель истории в колледже, другой — актер с беременной женой. И фильм не рассказывает нам, отдельные они личности или порождение психики одного из них. А потом финал, который можно осознать, только если ты не запутался в паутине реальности и вымысла.
Облачный атлас / Cloud Atlas (2012)
О сколько голов полегло пытаясь разобраться в хитросплетениях сюжета, состоящего из шести независимых, но переплетенных символами и идеей историй. Чтобы добить зрителя, во всех шести историях играют одни и те же актеры. Но это великий шедевр, которому десять минут аплодировали после первого показа. Лишенный шаблонов, красивый и мудрый фильм.
Святая девушка / La niña santa (2004)
Сюжет вращается вокруг шестнадцатилетней Амалии, ученицы католической школы, и ее попыток спасения врача от греха. И внутреннего противоречия, которое приходит к религиозной девушке с осознанием человеческой сексуальности. Простой рассказ развивается в сложную нравоописательную историю женской юности.
Остров проклятых / Shutter Island (2010)
Секрет блестящего фильма кроется в деталях, но целиком их можно увидеть только тогда, когда пересматриваешь его. Очевидно, что единицы людей сделают это после того, как узнали главную интригу фильма.
Побудь в моей шкуре / Under the Skin (2013)
Трактовать историю об инопланетянке, которая ездит по дорогам в фургоне и заманивает в него мужчин, можно по-разному, но этот тот случай, когда это совсем не обязательно. Красивая, нервная и тревожная история. Один из лучших фильмов того года. У него медленный и немного вязкий темп, удивительная визуализация, и это просто находка для тех, кто устал от долгих пояснительных диалогов типового голливудского кино.
Примесь / Upstream Color (2013)
Однажды Крис подверглась нападению, вор загипнотизировал её с помощью личинки, которую поместил в её организм. Следуя инструкциям, она переписала на него все имущество, оформила в банке кредит и осталась без гроша. Благодаря удачному стечению обстоятельств, таинственный незнакомец помог извлечь разросшегося в ней паразита. Проснувшись, она обнаружила, что ее жизнь разрушена, а внутри только пустота. Когда пересказываешь этот сюжет, трудно удержаться от иронии, но фильм предельно серьезен. Помимо этого он невероятно красив, визуально остроумен и страшен. И вся история используется как основа для философских концепций, таких как потеря идентичности и нарушение жизненных циклов.
Сука-любовь / Amores perros (2000)